Успенский собор – главный кафедральный храм Владимирской епархии, расположенный на берегу Клязьмы во Владимире (Россия). Он является одним из музеев Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во времена расцвета Владимиро-Суздальского княжества это был главный храм на северо-востоке Руси. Собор, построенный в 1158-1160 годах по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского, можно по праву назвать выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Не случайно более многие поздние храмы строились по его образцу, в том числе и Успенский собор Московского Кремля. Он был построен специально для чудотворного образа Божией Матери, предполагаемым автором которой являлся сам евангелист Лука.
Изначально храм представлял собой шестистолпное, трехнефное пятиглавое сооружение из белого камня. Его высота составляла 32,3 м, а ширина центрального нефа соответствовала ширине пролета владимирских Золотых ворот – 20 греческим футам (6,16 м). От внутреннего интерьера того периода сохранились лишь фигурные капители и фрагменты росписи в северной галере, выполненные греческими изографами.
После страшного пожара 1185 года собор был практически полностью разрушен. Князь Всеволод III – брат Андрея Боголюбского, реконструировал и значительно расширил храм. Успенский собор стал пятинефным, увеличилась алтарная часть, появились боковые галереи, где погребены представители владимирской великокняжеской семьи. В северной галерее находятся захоронения основателей храма – великих князей Андрея и Всеволода. К росписи того периода относятся фигуры Авраама и Артемия, и изображения на заиконостасных столпах.
Повторно собор был расписан великими русскими иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. До наших дней сохранились отдельные фрагменты масштабной композиции «Страшного суда», и некоторые другие фрески, в частности – «Шествие праведных в рай». Большинство же сохранившихся фресок относятся к XIX веку.
В 1810 году рядом с собором была построена четырехъярусная колокольня, а в 1862 году – Георгиевский придел. В конце XIX века стены собора подновляли, а фасадные рельефы были заменены новыми. Сегодня старинным фрескам на стенах храма грозит опасность, поскольку необходимый режим тепла и влажности не соблюдается.